Футуристический Лос-Анджелес 2019 года в культовом киберпанковском фильме «Бегущий по лезвию» (1982), снятом режиссёром Ридли Скоттом по роману Филипа Дика.

Киберпа́нк (англ. cyberpunk, от слов cybernetics — кибернетика и punk — отребье, панк) — поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. Киберпанковые сюжеты часто построены вокруг конфликта между хакерами, искусственным интеллектом и мегакорпорациями. Киберпанковские миры, как правило, являются постиндустриальными антиутопиями и описывают общество, находящееся на пороге бурных социальных и культурных преобразований, где новые технологии используются способами, не предусмотренными их создателями («улица найдёт собственное применение вещам»). Многие отмечают схожесть атмосферы жанра с нуаром.

Виднейшими представителями киберпанка в литературе являются Уильям Гибсон (William Gibson), Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), Пэт Кадиган (Pat Cadigan), Руди Рюкер (Rudy Rucker) и Джон Ширли (John Shirley). В 1980-х годах киберпанк пришёл и в кинематограф, наложив заметный отпечаток на множество фантастических фильмов, снятых с тех пор. Начиная с 1990-х годов определённые тенденции в музыке и в моде также начали связывать с киберпанком, а в мире компьютерных и настольных игр появились ролевые игры в стиле киберпанк. К началу XXI века элементы киберпанка встречаются в большом множестве произведений научной фантастики.

«Классические киберпанковские персонажи являлись маргиналами, отверженными одиночками, живущими за гранью, как правило, в безысходном будущем, в котором повседневная жизнь подверглась стремительным техническим изменениям, где существует вездесущая цифровая инфосфера и насильственные модификации человеческого тела». (Лоренс Персон)Содержание

Определение

Слово киберпанк было придумано писателем Брюсом Бетке, который в 1980 году опубликовал одноимённый рассказ. К киберпанку как таковому рассказ не имеет прямого отношения. Просто один из героев рассказа, хакер, носит характерную панковскую причёску. Однако, именно это слово было использовано редактором Гарднером Дозуа (англ. Gardner Dozois) в его рецензии на романы Уильяма Гибсона. Позднее именно это слово и именно в том смысле, в котором Дозуа обобщил стилистику Гибсона, и стало определением киберпанка как жанра[1]. Оно известно как критерий Дозуа: «High tech. Low life» («Высокие технологии, низкий уровень жизни»). Вторая часть критерия имеет в виду не только бедность, но и незащищённость, бесправие, бесперспективность.

«Всё, что можно сделать с крысой, можно сделать и с человеком. А с крысой мы можем сделать почти всё. Об этом тяжело думать, но это правда. И это не исчезнет, если мы закроем на это глаза. Вот что такое киберпанк.» (Брюс Стерлинг, эссе «Киберпанк в девяностых»)

История жанра

Киберпанк как жанр научной фантастики был популяризован в начале 80-х годов прошлого века проживающим в Канаде писателем-фантастом Уильямом Гибсоном. После издания романа «Нейромант» (англ. Neuromancer, 1984, иногда переводится как «Нейромантик») Уильям Гибсон стал самым известным писателем в этом жанре. Затем к киберпанку обратилось немало одарённых и весьма различных по стилю американских писателей-фантастов, среди которых можно выделить Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и Майкла Суэнвика. Своеобразный пост-киберпанковский стиль характерен также для футуристических романов Нила Стивенсона.

Некоторые считают, что киберпанк появился в значительной степени в противовес утопической фантастике, и что на его появление повлияло развитие информационных технологий в начале 80-х годов, которое не находило адекватного отражения в традиционной научной фантастике того времени. Киберпанк же был нацелен в основном на ближайшее будущее, был технически точен и требовал от читателя хорошей осведомлённости в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых.

В основном произведения киберпанка ориентированы на молодёжную, протестную аудиторию. Сюжетом киберпанковских произведений часто становится борьба хакеров с могущественными корпорациями. Главный положительный персонаж зачастую представляется киберпреступником, маргиналом без системного образования. А мотивация отрицательных персонажей связана с их принадлежностью к правящим миром транснациональным корпорациям или зависимостью от них. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощённый в них художественный мир представлен технологической антиутопией. В мире киберпанка высокое технологическое развитие зачастую соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. После ряда коммерчески успешных экранизаций образы и мотивы киберпанка получили развитие в кинематографе, альтернативной музыке, графических произведениях (особенно аниме) и в компьютерных играх.

Авторы произведений киберпанка становились лауреатами премий «Хьюго» и «Небьюла». В связи с интересом массовой аудитории к альтернативной истории в последнее время свои позиции укрепили авторы стимпанка. В наши дни некоторое распространение получили такие ответвления жанра, как кибертрэш и нанопанк.

Мир киберпанка

Типичные элементы мира киберпанка таковы:
киберпространство
виртуальная реальность
искусственный интеллект
киборги, биороботы
городские трущобы в постапокалиптическом стиле
влиятельные крупные корпорации, т. н. дзайбацу
криминальные синдикаты, мафия
хакеры
киберпреступность, кибертерроризм
отрицательные герои с неординарной внешностью и манерами
нанотехнологии, биоимплантаты
генная инженерия
наркотики и необходимые для выживания лекарства

В некоторых киберпанковских произведениях много действия происходит в киберпространстве, размывающем границу между действительностью и виртуальной реальностью. В таких произведениях описано прямое подключение человеческого мозга к компьютерным системам. Такой киберпанк изображает мир как тёмное, зловещее место, в котором Сеть управляет каждым аспектом жизни людей. Гигантские, транснациональные корпорации подменяют собой правительства, обладая политической, экономической и даже военной силой. Тема борьбы аутсайдеров против тоталитарных или квази-тоталитарных систем типична для научной фантастики и киберпанка в частности, хотя в традиционной фантастике тоталитарные системы являются упорядоченными и государственными.

Среди главных героев в киберпанковских произведениях обычно присутствуют компьютерные хакеры, олицетворяющие идею борьбы одиночки против несправедливости. Намного чаще это бесправные, аморальные, «негероические» люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации, чем замечательные учёные или капитаны космических кораблей, ищущие приключений. Одним из прототипов персонажей киберпанка стал Кейс из романа Гибсона «Нейромант». Кейс — «ковбой консоли», хакер, предавший мафию. Лишённый своего дара из-за полученной травмы, Кейс неожиданно получает уникальную возможность излечиться, при условии участия в незаконной операции с новоявленными компаньонами.

Как и он, многие киберпанковские протагонисты используются другими людьми или ИИ. Они оказываются в практически безысходных ситуациях, в которых они ничего не понимают. Это антигерои нового мира, неудачники, люди второго сорта, которым предоставляется шанс изменить мир.

Киберпанковские произведения часто используются как метафора современных беспокойств, вызванных крахами корпораций, правительственной коррупцией, развитием средств слежения и отчуждением. Киберпанк стремится взволновать читателей и призвать их к действиям. Часто это выражается бунтарством, которое можно описать как контркультуру контркультурной научной фантастики.

«Близкое знакомство с авторами киберпанка показывает, что они почти всегда рисуют общество будущего, в котором правительства слабы и жалки… Популярные произведения Гибсона, Уильямса, Кэдигана и других описывают оруэллское сосредоточение власти в XXI веке, но власть почти всегда оказывается в руках богачей или корпоративной элиты.» (Дэвид Брин)

Киберпанк также иногда представляется как описание эволюции Интернета. Виртуальные миры часто выступают под разными именами, такими как «киберпространство», «Сеть» или «Матрица». Важно отметить, что ранние описания глобальных коммуникационных сетей появились раньше распространения Всемирной паутины, тогда когда фантасты, такие как Артур Кларк, предсказали их появление.

Также в киберпанке представлены возможности существования гражданских прав и обязанностей у ИИ, как у загруженного в компьютер человеческого разума, имеющего рассудок и самоанализ. Это вновь поднимает вопрос о том, что наличие разума, сравнимого с человеческим, должно давать таким субстанциям права и статус, подобные человеческим.

Наиболее известные писатели жанра

Уильям Гибсон
Трилогия «Sprawl» Уильяма Гибсона
Neuromancer (1984, «Нейромант»)(трилогия «Sprawl»)
Count Zero (1986, «Граф ноль»)
Mona Lisa Overdrive (1988, «Мона Лиза овердрайв»)
Burning Chrome (1991 «Сожжение хром», сборник рассказов)
Virtual Light (1993, «Виртуальный свет», трилогия «Bridge»)
Idoru (1996, «Идору»)
All Tomorrow’s Parties (1999, «Все вечеринки завтрашнего дня»)
Pattern Recognition (2003, «Распознавание образов»)

Пэт Кэдиган
Mindplayers (1987)
Synners (1991)
Fools (1992)
Tea from an Empty Cup (1998)
Patterns (1989, сборник рассказов)
The Ultimate Cyberpunk (2003, сборник рассказов)

Руди Рюкер
Software (1982, «Программное обеспечение»)
Wetware (1988)
Freeware (1997)
Realware (2000)
The Hacker and the Ants (1994)
Gnarl! (2000)

Брюс Стерлинг
The Artificial Kid (1980)
Heavy Weather (1994)
Schismatrix (1985, «Схизматрица»)
Mirrorshades — The Cyberpunk Anthology (1986)
Islands in the Net (1988)
Crystal Express (1989, сборник рассказов)
Globalhead (1992 сборник рассказов)
Holy Fire (1996)
Distraction (1998)
A Good Old-Fashioned Future (1999)
Zeitgeist (2000)
The Zenith Angle (2004)

Джек Вомак
Ambient (1987, серия «Ambient»)
Terraplane (1988)
Heathern (1990)
Elvissey (1993)
Random Acts of Senseless Violence (1993)
Let’s Put the Future Behind Us (1996)
Going, Going, Gone (2000)

Джефф Нун
Vurt (1993, «Вирт»)
Pollen (1995, «Пыльца»)
Nymphomation (1995, «Нимформация»)

Нил Стивенсон
Snow Crash (1993) («Лавина»)
The Diamond Age (1995) («Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»)
Cryptonomicon (1999) («Криптономикон»)

Мик Фаррен
Vickers (1986)
The Long Orbit (1988)
Necrom (1991)
Mars — The Red Planet (1990)

Льюис Шайнер
Deserted Cities of the Heart (1988)
Slam (1990)
Glimpses (1993)

Джон Ширли
City Come A-Walkin' (1980)
Eclipse (1985), (трилогия «A song called youth»)
Eclipse Penumbra (1988)
Eclipse Corona (1990)

Уолтер Уильямс
Hardwired (1986)
Voice of the Whirlwind (1987)

Майкл Суэнвик
Vacuum Flowers (1987, «Вакуумные цветы»)

Известные произведения иных авторов
Cybernetic Samurai (1985), Виктор Милан
Little Heroes (1987), Норман Спинрад
The Night Mayor (1990), Ким Ньюман
Arachne (1990), Лиза Мэйсон
Cyberweb (1995), Лиза Мэйсон
Crashcourse (1993), Вильгельмина Бэйрд
Clipjoint (1994), Вильгельмина Бэйрд
Psykosis (1995), Вильгельмина Бэйрд
Trouble and Her Friends (1994), Мелисса Скотт
Wildlife (1994), Джеймс Патрик Келли
Fairyland (1995), Пол Дж. МакОули
Sewer, Gas & Electric (1997), Мэтт Руфф
Noir (1998), К. У. Джетер

Русский киберпанк

В русской литературе в начале 1990-х годов также появилось направление, которое можно назвать «русским киберпанком». К наиболее ранним киберпанковским произведениям можно отнести повесть А. Тюрина и А. Щёголева «Сеть» и роман А. Тюрина «Каменный век», изданные в 1992 году. В этих текстах читатель встречается со сложными концепциями взаимодействия человека и компьютерной сети, с машинно-человеческими интерфейсами, органическими и неорганическими киберимплантантами, с цифровыми «двойниками» реальных объектов, с вмешательством компьютерных систем в государственное управление.

Заметным явлением в фэндоме стали написанные в 1990—1993 гг. произведения Д. и П. Криворучко (в основном миниатюрного жанра), прятавшихся под псевдонимами «Сэконд Хэнд», «Любимец Богов Лучше Всех Спрятанный» и рядом других. Объявив себя «первыми русскими киберпанками», эти авторы, хотя и привлекли внимание читателей к темам и концепции киберпанка, на самом деле киберпанками не являлись, попросту используя это понятие в своей постмодернистской игре.

В более поздних произведениях А. Тюрина («Боятся ли компьютеры адского пламени», 1998, «Киберозойская эра», 2003 и «Судьба Кощея в киберозойскую эру») заметны элементы нанопанка. Роман Мерси Шелли «Паутина» можно назвать произведением о машинных интерфейсах человеко-человеческого общения. В последнее время в печати появились произведения ряда молодых авторов, относящих свои произведения к жанру киберпанк — например, Игоря Шапошникова «Кремниевое небо». Часто к киберпанку причисляется трилогия «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко, «Горячий старт» Владимира Васильева и "Там(Город крыс)" Алексея Калугина. Однако по сути эти романы скорее являются «романами о виртуальности» (по определению самого Лукьяненко).
Виктор Пелевин
«Принц Госплана» (1991)
Мерси Шелли
«Паутина» (1997—1998)
«2048» (2000—2004)
Сергей Лукьяненко
Лабиринт отражений
Фальшивые зеркала
Прозрачные витражи
Александр Тюрин
«Боятся ли компьютеры адского пламени» (1998)
другие киберпанковские произведения А. Тюрина
Степан Вартанов — «Легионеры», «Вирус контакта»
Александр Лазаревич — «Сеть „Нанотех“»
Вадим Панов — «Московский клуб», «Поводыри на распутье»
Мария Семёнова — «Кудеяр»
Иван Карасев — «Выря», «Плерома, или Творец и его Тварь»

Кроме того, побывавший в России в 90-е годы Стерлинг охарактеризовал тогдашнее положение дел как «наступивший киберпанк».[источник неизвестен]

Фильмы в жанре «киберпанк»
Фильмы, которые по тем или иным признакам могут быть отнесены к жанру «киберпанк».
Армитаж: Двойная матрица (англ. Armitage III: Dual-Matrix, 2002)
Бегущий по лезвию (англ. Blade Runner, 1982, IMDb Title) - Киберпанк но ближе к Sci-fi.
Дефицит в банке памяти (англ. Overdrawn At the Memory Bank, 1985)
Боевой ангел Алита (англ. Battle Angel Alita, 1993)
Сканирование мозга (англ. Brainscan, 1994)
Хакеры (англ. Hackers, 1995, IMDb Title) - близко не киберпанк.
Джонни Мнемоник (англ. Johnny Mnemonic, 1995, IMDb Title) - Идеальный киберпанк.
Газонокосильщик (англ. The Lawnmower Man, 1992, IMDb Title)
Газонокосильщик 2: За пределами киберпространства (англ. Beyond Cyberspace, 1996, IMDb Title)
Призрак в доспехах (англ. Ghost in the Shell, 1995) - Почти киберпанк.
Призрак в доспехах: Невинность (англ. Ghost in the Shell: Innocence, 2004)
Нирвана (англ. Nirvana, 1997) - киберпанк.
Отель «Новая роза» (англ. New Rose Hotel, 1998, IMDb Title)
Тёмный город (англ. Dark City, 1998)
Трон (англ. Tron, 1982, IMDb Title) - НЕ киберпанк.
Экзистенция (англ. eXistenZ, 2000) - НЕ киберпанк.
Авалон (англ. Avalon, 2001) - близкий к киберпанку.
Вариант 1.0 (англ. One point 0), 2004)
BLAME! Ver. 0.11 (англ. BLAME! Ver 0.11, 2002)
Код 46 (англ. Code 46, 2003)
Аватар - почти киберпанк
Texhnolyze (テクノライズ, 2003)

Фильмы с элементами киберпанка
Побег из Нью-Йорка (англ. Escape from New York, 1981, IMDb Title)
Побег из Лос-Анджелеса англ. Escape from L.A., 1996, IMDb Title)
Робокоп (англ. Robocop, 1987, IMDb Title)
Робокоп 2 (англ. Robocop 2, 1990) - даже не близкий киберпанк.
Робокоп 3 (англ. Robocop 3, 1993) - даже не близкий киберпанк.
Трон (англ. Tron, 1982, IMDb Title)
Жидкое небо (англ. Liquid Sky, 1982)
Бегущий человек (англ. The Running Man, 1987, IMDb Title) - даже не близкий киберпанк.
Акира (англ. Akira, 1988)
Пока мир существует (англ. Until the End of the World, 1991)
Восходящее солнце (англ. The Rising Sun, 1993)
Макросс Плюс (англ. Macross Plus, 1994)
Странные дни (англ. Strange Days, 1995)
Тринадцатый этаж (фильм) (англ. The Thirteenth Floor, 1999)
Матрица (англ. The Matrix, 1999, IMDb Title) - не киберпанк, примесь глобальной сети, но в киберпанке нет мира роботов! Это научная фантастика.
Матрица: Перезагрузка (англ. The Matrix Reloaded, 2002)
Матрица: Революция (англ. The Matrix Revolutions, 2003)
Аниматрица (англ. The Animatrix, 2003)
Искусственный интеллект (англ. A.I., Artificial Intelligence, 2001)
Особое мнение (англ. Minority Report, 2002)
Мошенник (англ. Imposter, 2002)
Час расплаты (англ. Paycheck, 2003)
Бессмертные: Война миров (англ. Immortel (Ad Vitam), 2004) - чисто Sci-Fi

Телесериалы и аниме
Аниме «Serial Experiments Lain»
Максимальный просвет (англ. Max Headroom)
Тёмный ангел (англ. Dark Angel)
Эксперименты Лэйн (аниме, англ. Serial Experiments Lain)
Призрак в доспехах (англ. Ghost in the Shell)
Призрак в доспехах: Автономный комплекс (англ. Ghost in the Shell: Stand Alone Complex)
Технолайз (англ. Texhnolyze)

Комиксы и манга
«Детлок-уничтожитель» (Рич Баклер, Даг Мунк, англ. Deathlok the Demolisher)
«Акира» (Кацуcиро Отомо, англ. Akira)
«Боевой ангел Алита» (Юкито Киcиро, англ. Battle Angel Alita)
«BLAME!» (Цутому Нихей, англ. BLAME!)
«Призрак в доспехах» (Масамуне Cиро, англ. Ghost in the Shell)
«Трансметрополитен» (Уоррен Эллис, англ. Transmetropolitan)
«Ронин» (Фрэнк Миллер, англ. Ronin)
«Судьба клинка» (Крис Саррацини, англ. Fate of the Blade)

Киберпанк в музыке
Музыкальный киберпанк представлен такими направлениями, как киберготика, industrial, EBM, IDM, noise, cyber-metal. Среди западных исполнителей это:
Funker Vogt совсем не киберпанк
In Strict Confidence не киберпанк
Icon Of Coil не киберпанк
Pain
Laibach мартиал индастриал, постапокалипсис
KMFDM
Clawfinger
Aphex Twin совсем не киберпанк
Prodigy яркий представитель
Kovenant
Haujobb

Интересные факты
Названия некоторых романов Гибсона и Стерлинга являются игрой слов. Например:
«Нейромант» — это комбинация «нейро-» (от англ. neuron — нервная клетка) и «некромант» [название книги в оригинале - Neuromancer] (англ. necromant — чернокнижник). Также имеется некая аллюзия на слово «романтика», существует вариант «Нейромантик», однако эта аллюзия считается вторичной, придуманной переводчиком. Правильный перевод названия — именно «Нейромант».
«Count Zero» можно перевести и как «Граф Ноль», и как «Счётчик на нуле», и как «Счёт ноль».
«Schismatrix» можно перевести и как «Схизматрица» (от схизма и матрица), и как «Шизоматрица» (от шизофрения). Корень слова один, от греч. σχίζω — «раскол»; более того, в русской научной литературе начала XX века использовался именно термин «схизофрения».